VIP-Интервью
14.05.2021

Михаил Мальцев: Мы работаем над увеличением числа предложений по летнему отдыху

Михаил Мальцев: Мы работаем над увеличением числа предложений по летнему отдыхуНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев.

— Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о ситуации в сегменте зарубежного туризма на начало высокого сезона. Есть ли надежда на открытие Турции? Как решается вопрос с туристами, купившими туда путевки на ближайшие месяцы?

— Что касается Турции, если верны данные Ассоциации туроператоров России (АТОР) и примерно 500 тыс. россиян купили туда путевки с 15 апреля по 1 июня, то уральцев из них примерно 60 тыс. человек. Других цифр у нас пока нет. При этом в профессиональной среде не очень верят в версию, что с 1 июня Турция откроется. Рассматриваются разные варианты, но серьезные операторы и агенты июнь стараются не продавать. Думаю, первого месяца лета не будет, да и другие под большим вопросом.

Нужно сказать, что далеко не все, кто приобрел туры в Турцию, принесли деньги. Большая часть этих туристов — те, кто не улетел в прошлом году из-за коронавируса, и у них второй раз происходит отсрочка поездки. Поэтому эффекта наслоения проблемы на проблему практически не возникает. Крупные туроператоры в основном предлагают клиентам три варианта: перебронироваться на осень (по отдельным отелям это возможно), перенести тур на те же даты, но через год либо выбрать из того ассортимента, который сегодня есть у оператора, но по текущим ценам.

Однако ассортимент этот невелик, потому что массовые зарубежные направления закрыты. Только Объединенные Арабские Эмираты предлагают большую программу: она разнообразна и интересна, но там, во-первых, изначально выше стоимость, а во-вторых, сейчас все-таки не сезон — жарко, климатически не всем ОАЭ летом подходят.

Других вариантов практически нет. Кипр не может стать массовым, потому что он продается полуофициально: нет разрешения Росавиации, формат — грузопассажирские самолеты, а не прямые чартеры. Фактически он сейчас в «серой» зоне. При таком статусе и столь напряженной эпидемиологической ситуации, которая там наблюдается, Кипр не может стать массовым направлением. То же самое касается Греции с количественными ограничениями.

Альтернативой могла бы быть Болгария, и мы ждем по ней разрешения Росавиации. Хорошими направлениями являются Хорватия и Черногория, но они не массовые. Анонсирован Египет, однако там все-таки есть много нюансов, и рейсы в Каир проблемы не решают: этот вариант предполагает изнурительную и, возможно, небезопасную семичасовую дорогу на автобусе через пустыню в курортную зону. В таком виде массовым данное направление тоже быть не может.

— В каком ценовом диапазоне представлены туры в Объединенные Арабские Эмираты? Есть ли шансы снижения стоимости?

— Там очень разнообразная продуктовая линейка. На отдельные даты есть предложение и от 40 тыс. руб.: раньше направление считалось и было очень дорогим, но сейчас продаются и отели эконом-сегмента. Поэтому подобрать тур по своим возможностям при желании можно, и он окажется сопоставим по цене с нашим Краснодарским краем, но это будут отдельные даты и неполный ассортимент.

Сейчас мы ведем переговоры с Air Arabian о том, чтобы эта авиакомпания могла стартовать уже к этому летнему сезону. Если эти переговоры завершатся успешно, то помимо двух имеющихся перевозчиков появится еще один, что может снизить стоимость и в целом улучшить ситуацию. Это будет еще одним шагом к тому, чтобы ОАЭ стали массовым направлением и достойной альтернативой закрытым странам.

— Какова ситуация на российских курортах, смогут ли они принять всех желающих отдохнуть там этим летом? Насколько выросли цены по сравнению с прошлым годом?

— Действительно, рост цен выглядит очень существенным, при этом наблюдается нехватка средств размещения. Еще в середине апреля, когда мы проводили переговоры с представителями Кипра и Краснодарского края, даже на вторую половину мая, обычно показывающую спад, были в наличии лишь единичные средства размещения. Это касается и Крыма, где раньше ситуация не была столь напряженной для туристов.

При этом желающие отдохнуть сметают все места в отелях, независимо от цены. На отдельных курортах Сочи идет бронирование отелей по 30-60 тыс. руб. в день. Это не пакет с авиаперелетом, а только день проживания, хотя, конечно, такая цена не является массовой. Сегодня на российских южных курортах распродано все.

Между тем авиаперевозка растет, и здесь будет явный перекос. Авиакомпаниям нужно куда-то направить борта, чтобы они не простаивали, а летать сейчас мало куда можно, поэтому «Аэрофлот», например, ставит дополнительные рейсы в Сочи, Краснодар и Симферополь. И другие перевозчики пойдут по этому же пути, считая, что там бездонные емкости. В результате перевозки будет много, с избытком, и цена на нее, скорее всего, окажется невысокой, но средства размещения уже заполнены, селить людей будет некуда. Поэтому выиграют те операторы, у которых достаточно «наземки» и она соответствует перевозке, а также частный сектор, зачастую находящийся вне правового поля и использующий «серые» схемы.

Я считаю такой подход к организации перевозки недостаточно гибким и обязательно поставлю вопрос в том числе перед авиакомпаниями о том, что бессмысленно направлять самолеты в места, где некуда селить людей. Вместо этого нужно найти новые интересные направления, которые были бы востребованы. Примером может быть рейс Екатеринбург — Нальчик: мы сейчас ведем переговоры с руководителями отраслевых министерств Северо-Кавказского региона, в первую очередь Кабардино-Балкарии. Считаю это направление очень перспективным: оно круглогодичное, такого перелета у нас еще нет, уровень сервиса в Нальчике достаточно высок. Подобные решения выглядят намного более перспективными, чем бессчетные рейсы в Сочи: их столько, что непонятно, будет ли справляться сочинский аэропорт. Та же история в Калининградской области. По моему мнению, распределение должно быть более гибким, дающим возможности развития другим территориям.

Также понятно, что подобный перекос скажется и на уровне сервиса. Если цена выросла в разы и при этом есть лист ожидания, никто не будет сильно озадачиваться вопросами подготовки кадров и улучшения качества обслуживания. В дальнейшем, при изменении ситуации с зарубежными направлениями, этот «мыльный пузырь» лопнет, и в среднесрочной перспективе последствия могут быть катастрофическими для нашей сферы гостеприимства.

— Получается, что многие свердловчане снова останутся на все лето дома. Готова ли Свердловская область предоставить им возможности качественного отдыха? Есть ли в регионе движение в направлении строительства инфраструктуры для туристов?

— Сложная ситуация с инвестициями в туристическую инфраструктуру на Среднем Урале в целом не претерпела изменений. Было упущено время: 7-8 лет органами власти, отраслевыми министерствами и Центром развития туризма потрачено на конфликт с профессиональным сообществом. Это окончательно отпугнуло и без того немногочисленных инвесторов в сфере туризма. Проекты либо отсутствовали, либо остались исключительно на бумаге. Поэтому на сегодняшний день мы видим острый дефицит средств размещения в Свердловской области, безнадежное отставание в сфере туризма от Челябинской, Тюменской, и каких-либо улучшений ситуации не прослеживается. Серьезных инвесторов и инвестпроектов по-прежнему нет.

Единственный проект, всесторонне поддержанный профсообществом, — это туркластер «Гора Белая». Он бы смог принципиально улучшить положение и сократить наше отставание от соседей, но пока из-за отсутствия должного финансирования и этот проект остается в основном на бумаге. На данный момент каких-либо серьезных работ, связанных не с проектированием, а с фактическим строительством инфраструктуры, нет. Поэтому говорить о том, что в течение ближайших двух лет кластер будет готов массово принимать наших туристов, сложно.

Таким образом, проблема очевидна: Свердловская область не только не может принимать гостей из соседних регионов, но фактически не в состоянии в летний период обеспечить отдых и оздоровление собственным жителям. Поэтому наши граждане покидают Средний Урал и тратят свои деньги, оздоравливаются, проводят время в соседних областях. То незначительное количество средств размещения, которое у нас есть, не позволяет поселить всех желающих. По нашим самым скромным подсчетам, для этого нужно увеличение номерного фонда как минимум в 10 раз.

— Возвращаясь к ситуации с пандемией, хотелось бы узнать, как профсообщество региона пережило этот год. Насколько эффективными оказались меры господдержки турбизнеса?

— Конечно, в июле прошлого года количество занятых в сфере туризма людей сократилось практически на 80%. Я имею в виду именно туроператорские и турагентские компании. Многие перешли на поддерживающий режим, оставив только дежурного операциониста для ответов на звонки.

Сейчас мы видим восстановление, его причиной являются в том числе меры государственной поддержки на федеральном уровне. После первого этапа кешбэка, оказавшегося не слишком эффективным для профсообщества Свердловской области, мы совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ) провели работу над документами и смогли выдвинуть ряд предложений по совершенствованию данной программы. В итоге во второй и особенно в третий этапы кешбэка вошли параметры, которые были более интересны широкому кругу турагентских и туроператорских компаний. Они были удобны для нашего региона и схожих с ним территорий, куда туристы едут в основном на 2-3 дня, поскольку включали уикенды. Для Екатеринбурга это было очень важно.

В третьем этапе кешбэка нам удалось еще больше. Представив свою консолидированную позицию совместно с Российским союзом туриндустрии при активной поддержке президента РСТ Андрея Игнатьева, мы сумели добиться того, что в программу был включен и некомплексный туристский продукт, отдельные туристские услуги. Это принципиальное изменение позволило практически всем участникам туррынка начать продажи и туров, и туруслуг по кешбэку. Поэтому ситуация налаживается.

— На что компаниям можно рассчитывать в перспективе?

— Сегодня основная проблема в выездном туризме — это непредсказуемость закрытия и открытия направлений. Турция закрылась, Египет еще не стал доступен, и в этой ситуации нам нужно обязательно открытие Евросоюза, а также популярных направлений, таких как Болгария, возможно, отдельные направления Балканского полуострова. В этой связи наши ожидания по выездному туризму связаны с поэтапным открытием наших базовых направлений. Мы понимаем, что там есть проблема коронавируса, есть сложности другого характера, но ожидаем, что большая часть из них решится.

В части въездного и внутреннего туризма мы стараемся совместно с Федеральным агентством по туризму и крупными инвесторами в рамках Уральской ассоциации туризма (УАТ), уральского отделения РСТ привлечь на Урал федеральные инвестиции. К сожалению, в Свердловской области этому препятствует неблагоприятная инвестиционная обстановка в турсфере, о которой мы говорили выше. Тем не менее у нас есть интересные проекты (как объемные, так и небольшие), над которыми можно работать. В любом случае Екатеринбург как столица большого федерального округа, где базируются крупные компании, имеет значительный потенциал.

Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
12.05.2021 Михаил Мальцев: Мы работаем над увеличением числа предложений по летнему отдыху

На вопросы УрБК ответил президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев ...

13.04.2018 Девальвация не поможет российским курортам

Аналитики не прогнозируют рост спроса на Крым и Краснодарский край ...

18.09.2015 Михаил Мальцев: Туротрасль ждет поправок в закон и стабилизации экономики

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о ситуации на туристическом рынке Свердловской области ответил исполнительный ...

17.09.2015 Михаил Мальцев: Туротрасль ждет поправок в закон и стабилизации экономики

На вопросы УрБК ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев ...

16.04.2015 Майский отдых теряет актуальность

Екатеринбуржцы копят на лето ...