Статьи

Авторынок вернулся к падению

14 май 2019 (15:57)

Авторынок вернулся к падениюВосстановление российского автомобильного рынка захлебнулось. В 2017-2018 годах объемы продаж росли двузначными темпами. В первой половине 2019 года рынок перешел к снижению. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-апреле продажи легковых автомобилей в РФ сократились на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В текущем году рынок демонстрирует разнонаправленную динамику. В январе продажи машин выросли на скромные 0,6%. В феврале показатель снизился на 3,6%. В марте продажи выросли на 1,8%. В апреле сократились на 2,7%.

«В апреле продажи снова шли не тем темпом, который позволил бы достичь высоких прошлогодних результатов. Ясно, что рынок не в той форме, которую мы наблюдали всего лишь 12 месяцев назад», — отметил глава Комитата автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Отметим, что в 2017 году продажи автомобилей в России выросли на 11,9%, в 2018-м — на 12,8%.

Резкое ухудшение ситуации на рынке в текущем году эксперты связывают с сокращением объемов господдержки. В 2019 году правительство РФ выделило на льготное автокредитование втрое меньше средств, чем в 2018 — 3 млрд руб. Денег хватило всего на полтора месяца. Выдача автокредитов по льготным программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» стартовала в начале марта и завершилась в середине апреля. В 2018 году программа действовала четыре с половиной месяца (с января по середину мая).

Также аналитики связывают сокращение продаж автомобилей в 2019 году со снижением платежеспособного спроса.

«Кумулятивные продажи в I квартале были почти на уровне прошлого года, но достигнуты значительно большим усилием участников рынка, так как покупательский спрос пока отстает от темпа, заданного год назад», — считают в Комитете автопроизводителей АЕБ.

Представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов считает, что у многих уральцев сейчас банально нет денег для покупки новой машины.

«Автомобили дорожают. Далеко не все люди имеют возможность их покупать. Те, у кого еще остались средства, не спешат выходить на рынок. Условно говоря, если пять лет назад люди имели возможность менять автомобиль каждые три года, то сейчас средний срок владения машиной все время увеличивается. При этом важно понимать, что далеко не все сегменты сейчас демонстрируют отрицательную динамику. К примеру, продажи недорогих китайских автомобилей растут», — заявил Максим Едрышов.

Удорожание новых автомобилей в 2019 году связано с повышением ставки НДС с 18% до 20% и ослаблением курса национальной валюты. Производители вынуждены перекладывать дополнительные издержки на плечи конечных потребителей. По мнению автодилеров, по итогам 2019 года стоимость автомобилей может вырасти на 10-12%, что намного выше прогнозируемого уровня инфляции.

На этом фоне прогнозы продаж за весь 2019 год не вызывают особого оптимизма. При сохранении существующей динамики показатель будет балансировать вблизи нулевой отметки. Если темпы снижения в ближайшие месяцы ускорятся, то по итогам года можно ожидать падение продаж на 5-10%.

Другие материалы по теме: