Статьи

На грани: недоступность паркингов приведет к дорожному коллапсу

28 октябрь 2013 (15:16)

На грани: недоступность паркингов приведет к дорожному коллапсу Ситуация с парковками в Екатеринбурге близка к катастрофической: они продаются все хуже, а вот автомобилей на придомовых территориях и на обочинах дорог с каждым днем все больше. Эксперты предрекают Екатеринбургу полный дорожный коллапс через два года. Они считают, что моторизация населения будет неуклонно расти, а заинтересованности граждан в приобретении парковочных мест как не было, так и не будет.

Необходимо отметить, что средняя стоимость места в подземном паркинге сейчас сопоставима с ценой автомобиля и варьируется от 300 до 600 тыс. руб., а иногда доходит и до миллиона.

«Люди, которые покупают квартиры эконом-класса величиной до 40 кв. м., а таких большинство, просто не могут позволить себе приобрести дорогое парковочное место по тем ценам, которые есть сейчас на рынке», — отметила директор ООО «Недвижимость-Консалт» (Группа компаний «Центр недвижимости «Северная казна») Елена Садакова.

Генеральный директор компании-застройщика «Шале Альянс» Игорь Лебедев считает, что проблема с парковками сильно усугубится в ближайшее время, но выхода из нее нет.

«Предел коэффициента моторизации населения, при котором город может существовать — 600 автомобилей на 1 000 человек, то есть при достижении этой цифры движение в Екатеринбурге может парализоваться», — заявил он.

По данным комитета по товарному рынку администрации города Екатеринбурга, этот показатель в 2011 году равнялся 319 автомобилям на 1 000 человек, в 2012 он вырос до 429. Хотя данных по 2013 году пока нет, но очевидно, что эта цифра не уменьшилась. Эксперты полагают, что предел будет достигнут через 2 года.

Руководитель ООО «Автомобильные парковочные комплексы» Игорь Жданов отметил, что проблемы организации парковочного пространства в крупных городах сейчас решают ученые и ведущие институты. Он добавил, что уже готовятся изменения в нормативы градостроительного плана. Однако даже самые великие умы современности не смогут изменить культуру поведения самих автомобилистов в России.

«Дело не в высокой стоимости парковочных мест, а в культуре населения. Паркинг — это своеобразный показатель развития общества в целом. У нас пока население не готово покупать парковки. Мы все это видим», — считает Игорь Лебедев.

Он пояснил, что ярким примером этого является бизнес-центр «Палладиум», где паркинг наполовину пустой.

«Палладиум» — это бизнес-центр класса «А», где аренда офиса стоит немало. Парковочное место стоит 5 000 руб. в месяц. При этом около половины парковок свободны. Зато обочина улицы Сакко и Ванцетти вся усеяна дорогими автомобилями», — подчеркнул он.

Эксперты отметили несколько способов предотвращения дорожного коллапса в Екатеринбурге, но заявили, что пока ни один из них не пользуется популярностью ни у застройщиков, ни у правоохранительных органов, ни у автомобилистов.

По их мнению, одним из способов воздействия на незадачливых водителей является усиление контроля за парковкой автомобиля в неположенных местах. Также они добавили, что центр города рано или поздно придется закрыть для автомобилей или сделать платным, как во многих крупных европейских городах.

«В Москве стало заметно свободнее, когда там подняли штрафы за парковку в неположенных местах и повысили стоимость оплаты стоянки в центре города. Там есть специальная служба, которая фотографирует неправильно припаркованные автомобили и вызывает эвакуаторы, которые приезжают через 10 минут. В Нью-Йорке, например, время ожидания квитанции за неправильную парковку вообще составляет 2 минуты», — заявил проректор по научной и проектной работе УралГАХА Максим Пучков.

Игорь Жданов считает, что застройщики должны больше уделять внимания инновационным технологиям, так как популярные у них подземные парковки по себестоимости намного дороже, чем башенные или стеллажные паркинги с лифтами.

Сами же застройщики уповают на помощь государства и видят решение проблемы в частно-государственном партнерстве. По их мнению, строительство парковок должно субсидироваться из бюджета, чтобы снизить риски при их реализации.

Между тем некоторые эксперты отмечают, что если автолюбитель не в состоянии обеспечить себя машиноместом, то он должен пересаживаться на общественный транспорт. Однако, как показал опыт Москвы, не все хотят расстаться с автомобилем. Так, по словам экспертов, в столице из-за проблем с парковочными местами уже произошло несколько убийств.

«Нам нужно пересаживать население на общественный транспорт и строить так называемые перехватывающие парковки. Также городу очень поможет новая ветка метро. Другое дело захотят ли наши люди ездить на нем. У нас очень сильно мнение, что автомобиль дает возможность свободы передвижения и определенный статус. Вместе с этим большинство людей, обладающих автомобилем, не способно купить парковочное место», — отметил Игорь Лебедев.

Елена Садакова добавила, что проблему с покупкой мест в паркингах можно решить, договорившись с банком о льготном кредитовании, но застройщики этого не делают. По ее словам, неохотно они отдают и парковки в аренду, так как это значительно увеличит сроки их окупаемости.

Необходимо отметить, что готовые решения проблемы с парковками уже известны миру. Екатеринбург — не первый город, который с ними сталкивается. Однако, как оказалось, один из немногих, где эта ситуация усугубляется и близка к коллапсу. Это кажется странным в преддверии проведения крупных международных мероприятий. Несмотря на то, что эвакуаторы еженедельно увозят на штрафстоянки до 800 машин, их владельцам дешевле оставить их в неположенном месте, чем платить за парковку.

Татьяна Юстус

Другие материалы по теме: